Северный речной вокзал стоит на берегу Химкинского водохранилища и первоначально назывался Химкинским: это волжская вода, прошедшая через систему водохранилищ от Дубны до Москвы.
Здание строилось по проекту Алексея Рухлядева в 1933 – 1937 годах одновременно с другими сооружениями канала, который до 1947 года назывался каналом Москва – Волга и переименован в честь 800-летия столицы. Канал соединил Волгу с Москвой-рекой и был открыт 15 июля 1937 года. Он решил проблему обводнения Москвы-реки и обеспечения предприятий и жителей водой. Вместе с Волго-Балтийским и Волго-Донским каналами он сделал Москву «портом пяти морей»: Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского и Черного. Как и станции метро Москвы, сооружения канала задумывались как впечатляющий архитектурный ансамбль.
Канал имени Москвы — это 128 километров водного пути и более 200 гидротехнических сооружений. Для его строительства был создан Дмитровский исправительно-трудовой лагерь. Из 220 тыс. работников по данным на 1 апреля 1935 года свыше 195 тыс. — это заключённые. На стройке погибли 22842 человека: каждые 5 метров канала Москва-Волга стоили одной жизни.
Здание вокзала напоминает корабль с палубами и мачтой-шпилем. Аркады и башня отсылают к архитектуре Ренессанса и образу итальянского палаццо. Архитектор Алексей Рухлядев — выпускник Императорской Академии художеств, в начале творческого пути работал с А. В. Щусевым, в 1920-е гг. был представителем рационализма и в поздних проектах соединил принципы этого течения с приёмами эклектики и ар-деко.
В декоре фасадов выделяются 24 фарфоровых медальона: 12 со стороны парка посвящены покорению водной стихии, 12 со стороны набережной — выдающимся постройкам и инженерным достижениям Советского Союза. Среди них — Мавзолей, ледокол «Красин», дирижабль и стратостат, ДнепроГЭС, Театр Красной армии, станция метро «Киевская» и Дворец Советов, так и не построенный на месте храма Христа Спасителя.
Внутренние дворики вокзала украшают два фонтана, которые посвящены соединению северных морей с южными: «Север» с белыми медведями и птичьим базаром, «Юг» с черноморскими дельфинами. Четыре скульптуры на башне — «Краснофлотец», «Красноармеец», «Рабочий-северянин» и «Колхозница-южанка».
Звезда на 27-метровом шпиле вращается, как флюгер. Это не кремлёвская звезда, она была выполнена специально для Северного речного вокзала на заводе № 81 имени Молотова в октябре 1935 года. В центре звезды с обеих сторон серп и молот, инкрустированные топазами, александритами, аметистами, аквамаринами и горным хрусталем — всего более 700 самоцветов. Механизм шпиля позволяет поднимать его на время навигации и опускать на зимний период.
Я помню Северный речной вокзал заброшенным, но в 2018 году началась реставрация, и уже в сентябре 2020 года его вернули к жизни. Территорию парка благоустроили, из удачных дополнений — миниатюрный канал с латунными макетами восьми шлюзов и вокзала на набережной перед причалами. Найдите шлюзы №7 и №8 — к ним мы и отправимся.
Если у вас есть время, загляните внутрь вокзала, сориентироваться поможет
аудиоэкскурсия. Площадку на верхнем ярусе можно посетить только с экскурсией Музея Транспорта Москвы, но первоначально она задумывалась как общественное пространство.