Вдоль канала имени Москвы

«Вдоль канала имени Москвы» — мой маршрут на велосипеде в парки Покровское-Стрешнево и Северное Тушино. Весной 2024 года я отправила его на конкурс «Покажи Москву!» в номинации «Транспорт», и он выиграл. Чтобы о нём узнало как можно больше людей, я решила опубликовать расширенный вариант в двух частях. Маршрут можно проходить и пешком, лучше всего в период навигации с конца апреля по ноябрь.

История строительства каналов меня давно интересует. В детстве я проводила летние каникулы в Тверской области в Калязине, затопленном при строительстве Угличского водохранилища в 19391940 годах. Если ехать в Калязин по Дмитровскому шоссе, дорога идёт вдоль канала имени Москвы. Несколько лет я жила в Химках, часто гуляла по берегу Химкинского водохранилища. В 2020 году я делала проект «Незатопленные истории» с «Крохино» — это невероятный фонд, который спасает храм Рождества Христова в Белом озере, затопленный в 1961 году при строительстве Волго-Балтийского водного пути. Теперь я живу недалеко от канала имени Москвы и Москвы-реки. В этом маршруте совпало всё: вода, велосипед, мой личный интерес к теме. Наверное, поэтому он и нашёл отклик у 49422 москвичей, проголосовавших за него. Краткая версия маршрута опубликована на сайте Russpass.
Часть 1. От Северного речного вокзала до Щукинской набережной.
Подробный маршрут в навигаторе Яндекс — по ссылке.
Северный речной вокзал
Северный речной вокзал стоит на берегу Химкинского водохранилища и первоначально назывался Химкинским: это волжская вода, прошедшая через систему водохранилищ от Дубны до Москвы.

Здание строилось по проекту Алексея Рухлядева в 1933 – 1937 годах одновременно с другими сооружениями канала, который до 1947 года назывался каналом Москва – Волга и переименован в честь 800-летия столицы. Канал соединил Волгу с Москвой-рекой и был открыт 15 июля 1937 года. Он решил проблему обводнения Москвы-реки и обеспечения предприятий и жителей водой. Вместе с Волго-Балтийским и Волго-Донским каналами он сделал Москву «портом пяти морей»: Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского и Черного. Как и станции метро Москвы, сооружения канала задумывались как впечатляющий архитектурный ансамбль.

Канал имени Москвы — это 128 километров водного пути и более 200 гидротехнических сооружений. Для его строительства был создан Дмитровский исправительно-трудовой лагерь. Из 220 тыс. работников по данным на 1 апреля 1935 года свыше 195 тыс. — это заключённые. На стройке погибли 22842 человека: каждые 5 метров канала Москва-Волга стоили одной жизни.

Здание вокзала напоминает корабль с палубами и мачтой-шпилем. Аркады и башня отсылают к архитектуре Ренессанса и образу итальянского палаццо. Архитектор Алексей Рухлядев — выпускник Императорской Академии художеств, в начале творческого пути работал с А. В. Щусевым, в 1920-е гг. был представителем рационализма и в поздних проектах соединил принципы этого течения с приёмами эклектики и ар-деко.

В декоре фасадов выделяются 24 фарфоровых медальона: 12 со стороны парка посвящены покорению водной стихии, 12 со стороны набережной — выдающимся постройкам и инженерным достижениям Советского Союза. Среди них — Мавзолей, ледокол «Красин», дирижабль и стратостат, ДнепроГЭС, Театр Красной армии, станция метро «Киевская» и Дворец Советов, так и не построенный на месте храма Христа Спасителя.

Внутренние дворики вокзала украшают два фонтана, которые посвящены соединению северных морей с южными: «Север» с белыми медведями и птичьим базаром, «Юг» с черноморскими дельфинами. Четыре скульптуры на башне — «Краснофлотец», «Красноармеец», «Рабочий-северянин» и «Колхозница-южанка».

Звезда на 27-метровом шпиле вращается, как флюгер. Это не кремлёвская звезда, она была выполнена специально для Северного речного вокзала на заводе № 81 имени Молотова в октябре 1935 года. В центре звезды с обеих сторон серп и молот, инкрустированные топазами, александритами, аметистами, аквамаринами и горным хрусталем — всего более 700 ­самоцветов. Механизм шпиля позволяет поднимать его на время навигации и опускать на зимний период.

Я помню Северный речной вокзал заброшенным, но в 2018 году началась реставрация, и уже в сентябре 2020 года его вернули к жизни. Территорию парка благоустроили, из удачных дополнений — миниатюрный канал с латунными макетами восьми шлюзов и вокзала на набережной перед причалами. Найдите шлюзы №7 и №8 — к ним мы и отправимся.

Если у вас есть время, загляните внутрь вокзала, сориентироваться поможет аудиоэкскурсия. Площадку на верхнем ярусе можно посетить только с экскурсией Музея Транспорта Москвы, но первоначально она задумывалась как общественное пространство.
Часть 2. От Щукинской набережной до Северного речного вокзала.
Подробный маршрут в навигаторе Яндекс — по ссылке.
Дополнительные материалы
Книга «Северный речной вокзал. История. Архитектура. Реставрация».
Лекция Игоря Кувыркова «Как Москва стала портом пяти морей» в Музее истории ГУЛАГа.
Сайт краеведческого проекта по изучению истории строительства канала Москва – Волга.