Вдоль канала имени Москвы
Маршрут «Вдоль канала имени Москвы» задумывался как велосипедный. Это мой путь на велосипеде в парки Покровское-Стрешнево и Северное Тушино. Его любят местные, но жители других районов бывают здесь реже. Чтобы о нём узнало как можно больше людей, я отправила маршрут «Вдоль канала имени Москвы» на конкурс «Покажи Москву!» в номинации «Транспорт», и он выиграл! Здесь я решила опубликовать расширенный вариант в двух частях. Во всей красе он предстаёт в период навигации с конца апреля по ноябрь. Его можно проходить по частям, в том числе пешком.

История строительства каналов меня интересовала давно. В детстве я проводила летние месяцы в Тверской области в Калязине, затопленном при строительстве Угличского водохранилища в 1939 1940 годах. Если ехать в Калязин по Дмитровскому шоссе, то дорога идёт вдоль канала имени Москвы. Несколько лет я жила в Химках, часто гуляла по берегу Химкинского водохранилища. В 2020 году я делала проект «Незатопленные истории» с «Крохино» — это невероятный фонд, спасающий храм Рождества Христова в Белом озере, который был затоплен в 1961 году при строительстве Волго-Балтийского водного пути. Теперь я живу недалеко от канала имени Москвы и Москвы-реки. В этом маршруте для меня совпало всё: вода, велосипед, личный интерес к теме. Наверное, поэтому он и нашёл отклик у проголосовавших за него 49422 москвичей. Краткая версия маршрута опубликована на сайте Russpass.
Часть 1. От Северного речного вокзала до Щукинской набережной.
Подробный маршрут в навигаторе Яндекс — по ссылке.
Северный речной вокзал
Маршрут начинается у Северного речного вокзала. Первоначально он назывался Химкинским, потому что стоит на берегу Химкинского водохранилища: это волжская вода, прошедшая через систему водохранилищ от Иваньковского водохранилища близ Дубны до Москвы.

Северный речной вокзал строился по проекту Алексея Рухлядева в 1933 – 1937 годах одновременно с другими сооружениями канала. До 1947 года он назывался каналом Москва – Волга и был переименован в честь 800-летия столицы. Канал соединил Волгу с Москвой-рекой и был открыт 15 июля 1937 года. Он решил проблему обводнения Москвы-реки и обеспечения предприятий и жителей водой. Вместе с Волго-Балтийским и Волго-Донским каналами он сделал её «портом пяти морей»: Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского и Черного. Подобно московскому метро, сооружения канала задумывались как выразительный архитектурный ансамбль.

Это 128 километров водного пути от Дубны до Москвы и более 200 гидротехнических сооружений. Для строительства канала был создан Дмитровский исправительно-трудовой лагерь. По данным на 1 апреля 1935 года из 220 тыс. работников стройки свыше 195 тыс. были заключёнными. Погибли минимум 22842 человека: каждые 5 метров канала Москва-Волга стоили одной жизни.

Здание вокзала напоминает корабль с палубами и мачтой-шпилем. Аркады и башня отсылают к архитектуре Ренессанса и образу итальянского палаццо. Архитектор Алексей Рухлядев был выпускником Императорской Академии художеств, в начале творческого пути работал с А. В. Щусевым, в 1920-е гг. был представителем рационализма и в более поздних проектах соединил принципы этого течения с приёмами эклектики и ар деко.

В декоре фасадов выделяются 24 фарфоровых медальона: 12 со стороны парка посвящены покорению водной стихии, 12 со стороны набережной — выдающимся постройкам и инженерным достижениям. Среди них: Мавзолей, ледокол «Красин», дирижабль и стратостат, ДнепроГЭС, Театр Красной армии, станция метро «Киевская» и Дворец Советов, так и не построенный на месте храма Христа Спасителя.

Внутренние дворики вокзала украшают два фонтана, которые посвящены соединению северных морей с южными: «Север» с белыми медведями и птичьим базаром, «Юг» с черноморскими дельфинами. Четыре скульптуры на башне — это Южанка, Красноармеец, Северянин и Краснофлотец.

Обратите внимание, что звезда на шпиле вращается, как флюгер. В центре у неё с обеих сторон серп и молот, инкрустированные топазами, александритами, аметистами, аквамаринами и горным хрусталем.

Я помню Северный речной вокзал заброшенным, но в 2018 году году началась реставрация, и уже в сентябре 2020 года его вернули к жизни. Всю территорию парка благоустроили, из удачных дополнений — миниатюрный канал в виде ручья с латунными макетами восьми шлюзов и самого вокзала на набережной перед причалами. Найдите седьмой и восьмой шлюзы — их мы увидим на маршруте.

Если у вас есть время, загляните внутрь вокзала. Сориентироваться вам поможет аудиоэкскурсия. Площадку на верхнем ярусе можно посетить только с экскурсией от Музея Транспорта Москвы, но первоначально она задумывалась как общественное пространство.
Часть 2. От Щукинской набережной до Северного речного вокзала.
Подробный маршрут в навигаторе Яндекс — по ссылке.
Дополнительные материалы
Книга «Северный речной вокзал. История. Архитектура. Реставрация».
Лекция Игоря Кувыркова «Как Москва стала портом пяти морей» в Музее истории ГУЛАГа.
Сайт краеведческого проекта по изучению истории строительства канала Москва – Волга.