Архитектурный маршрут у метро «Динамо»

Это маршрут от моего товарища и гида Миши Доброва и его проекта «Площадь Ногина» — приходите на экскурсию по Динамо, он подробно всё расскажет. У маршрута несколько тем: архитектура XX века, экспериментальное жилищное строительство, история Московского ипподрома и авиационного завода на Ходынском поле. Здесь моя краткая версия.
Подробный маршрут в навигаторе Яндекс — по ссылке.
Динамо
Реконструкция 2009–2019 годов практически уничтожила стадион «Динамо» как памятник архитектуры — этот статус, защищавший от сноса, у него предварительно отобрали. Теперь это «ВТБ Арена» с торговым центром. Рядом построили деловой квартал и апартаменты, так что реконструкция стала выгодным инвестиционным проектом. О прежнем стадионе напоминает лишь входной портик с надписью «ДИНАМО» — сохранённая часть западной трибуны. В здании теперь девять этажей, причём футбольное поле и трибуны наверху, в гигантском «пузыре». Главный вход ведёт в торговый центр — туда имеет смысл зайти ради барельефов главного скульптора сталинской эпохи Сергея Меркурова, первоначально располагавшихся на южном и северном фасадах стадиона.

Первая очередь стадиона в стиле конструктивизма была возведена по проекту Д. И. Иофана, А. Я. Лангмана, Л. З. Чериковера в 1927–1928 годах, а достроен он в 1934 году по проекту Л. З. Чериковера. Железобетонный портик завершают две башни — смотровые площадки. Дмитрий Иофан — брат Бориса Иофана, они вместе строили легендарный Дом на набережной, где тоже использовали идею портика из квадратных в плане колонн. Аркадий Лангман и Лазарь Чериковер работали в строительном отделе ОГПУ–НКВД. Само общество «Динамо» создавалось как спортивная организация для сотрудников органов безопасности и правопорядка. В переводе с греческого dynamis — это «сила», а Максим Горький добавил: «Динамо» — это сила в движении».

Прежний стадион составлял ансамбль с двумя наземными вестибюлями метро «Динамо» в античном духе. Это как бы пропилеи, оформляющие главный вход на стадион. Павильоны спроектировал в 1938 году архитектор Дмитрий Чечулин, автор станции «Киевская» Филевской линии и высотки на Котельнической набережной, главный архитектор Москвы в 1945–1949 годах. Тема оформления станции и вестибюлей — советский спорт.