Почти половину Раушской набережной занимает комплекс Государственной электрической станции № 1. Несмотря на название, это не первая электростанция Москвы. Прежде в 1888 году была построена Георгиевская электростанция — сейчас это выставочный зал «Новый Манеж». Она давала свет окрестным домам и улицам, но предприятия обеспечить не могла и находилась далеко от воды, необходимой для паровых машин, поэтому 28 ноября 1897 года «Общество Электрического Освещения 1886 года» запустило Раушскую ГЭС на берегу Москвы-реки. В 1899 году отсюда проложили кабель для питания первой московской трамвайной линии, а вот тепло и горячую воду городу она стала давать только в 1931 году, когда от неё был протянут первый водяной трубопровод — тогда отпала надобность в печах и индивидуальных котельных (их было
1760 внутри Садового кольца в начале XX века).
Заведовал Раушской ГЭС выдающийся инженер Роберт Классон, создатель торфяной электростанции «Электропередача», от которой в 1915 г. была построена первая в России линия электропередачи. Но ГЭС-1 с 1922 г. носит не его имя, а революционера и партийного деятеля
Петра Смидовича, который по протекции Г. М. Кржижановского с 1912 года работал на станции инженером.
Первое здание ГЭС-1 из красного кирпича было построено по проекту архитектора Н.П. Басина, затем возводились новые корпуса. Фасад в стиле модерн (д. 10, стр. 2) — перестроенное в 1911 г. здание управления по проекту Н.П. Басина. Рядом находятся корпус с машинным залом синхронных преобразователей 1925-1928 гг. (д. 12) и шестиэтажное здание распределительного устройства и лаборатории 1927 г. (д. 14). Вытянутое здание с арочными окнами и стеклянной крышей (д. 10) — это машинный зал с турбинами 1926 г., архитектор Валентин Дубовской, любитель готики и рыцарей, который после революции проектировал электростанции по плану ГОЭЛРО. За ним — котельная с трубами 1926 г. архитектора Ивана Жолтовского. Он всегда работал в классических традициях, и это его единственная работа в стиле конструктивизма, хотя остекленные эркеры всё равно напоминают колонны (их можно увидеть из подворотен Садовнической улицы). Самое новое здание комплекса — офис Газпромбанка 2003 г. по проекту лужковского архитектора М. М. Посохина (д. 16).
Справа от главного входа с деревянной дверью (д. 10, стр. 2) сохранилась табличка «Уровень весенних вод 12 апреля 1908 года». Это было самое крупное московское наводнение, когда за сутки вода поднялась на 9 метров. Оно стало стихийным бедствием и для самой станции: залило все залы, половина Москвы осталась без света. Была Пасха, и губернатор Москвы в 1905-1909 гг. Владимир Джунковский вспоминал: «Вся площадь между рекой Москвой и Водоотводным каналом представляла собой картину потрясающую, но удивительной красоты... Кое-где виднелись лодки, наполненные пассажирами с горящими свечами в руках, — это возвращались богомольцы из церквей... «Болото» превратилось в настоящее бушующее море». От наводнений в Москве окончательно избавились после сооружения в 1937 г. канала Москва — Волга (см. мой
маршрут).
На набережной обратите внимание на насосную станцию, которая забирает воду из Москвы-реки. Вода необходима для работы электростанции: при нагревании она преобразуется в пар, который вращает турбину. Турбина вырабатывает механическую энергию, а генератор превращает ее в электрическую. Отработанный пар уходит в бойлер, нагревая воду для батарей отопления.
Первоначально ГЭС-1 работала на угле и мазуте и дымила на Кремль, а в 1946 г. перешла на сжигание природного газа, став первой в российской энергетике электростанцией, использующей газ в качестве топлива.
Раушская ГЭС снабжает электроэнергией и теплом свыше четырёх тысяч зданий в ЦАО, в том числе Кремль. Это старейшая действующая электростанция России, уникальный пример промарха в самом центре Москвы (надеюсь, её не тронут и не построят здесь элитное жильё).